Открывая мероприятие, руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Краснов отметил, что крупнейшими рынками продовольствия в исламском мире являются Индонезия, Бангладеш и Египет, однако высокий спрос на халяльную продукцию есть в Великобритании, ЕС, США, Китае и Индии. «В последние годы ключевым драйвером роста глобального рынка халяльной продукции является не только увеличение мусульманского населения, но и маркетинговая составляющая: Халяль становится для покупателей определенным знаком качества, вызывающим доверие вне зависимости от вероисповедания покупателей». Он напомнил, что российский экспорт халяльной продукции за последние 3 года удвоился и по итогам 2021 года составил 180 млн долл., а крупнейшими импортерами стали Саудовская Аравия и ОАЭ. «Однако мы не будем останавливаться только на странах Ближнего Востока, и уже в августе планируется бизнес-миссия в Малайзию, которая в значительной степени будет посвящена развитию российского экспорта халяльной продукции в азиатские страны», – добавил он.
Заместитель директора Федерального центра «Агроэкспорт» Дмитрий Шестаков в своем выступлении подробно остановился на понятии Халяль и его интерпретации в международном праве. Он перечислил основные термины, которые используются в международном регулировании халяльной сертификации товаров и услуг и обозначил ключевые этапы становления и развития производства продукции по стандартам Халяль в России.
По итогам 2022 года мировой рынок халяльной продукции вырастет более, чем на 9%, уверен директор центра компетенций в АПК АО «КЭПТ» Илья Строкин. «Последствия пандемии коронавируса и сбои в логистических цепочках никак не повлияли на рост глобального спроса на халяльную продукцию, – считает он. – По оценкам экспертов, потенциал российского экспорта продуктов Халяль только на Ближнем Востоке оценивается в 700 млн долл. к 2030 году».
Начальник Управления правовой поддержки АПК Федерального центра «Агроэкспорт» Анатолий Черенков обратил внимание, что в России получение сертификата Халяль не является обязательным и осуществляется на добровольной основе. Кроме того, в мировой практике не существует единого стандарта Халяль для всех стран мира. При планировании поставок в ту или иную страну производители вынуждены каждый раз проходить сертификацию по национальным стандартам отдельных стран.
Юсуф Риков, независимый эксперт-консультант по вопросам аккредитации и внедрения системы Халяль представил участникам семинара пошаговую инструкцию по получению сертификации для птицеводческих и животноводческих предприятий. Важно не только проводить убой в соответствии с требованиями шариата, но и тщательно проверять все пищевые добавки, упаковочные материалы, а также разводить логистические потоки, организовав для хранения такой продукции отдельные складские помещения, напомнил эксперт.
Своим опытом по выходу на рынки зарубежных стран поделились представители крупнейших российских компаний-экспортеров халяльной продукции.
Привлекать специалистов по сертификации Халяль необходимо еще на стадии проектирования производственных мощностей, чтобы с самого начала предусмотреть все технологические и религиозные особенности, отметила Наталья Бартновская, руководитель отдела развития и поддержки экспорта ПАО «Группа Черкизово».
В свою очередь, директор по экспорту ГК «Дамате» Эльдар Саттаров заявил, что абсолютно все производственные площадки группы сертифицированы по стандартам Халяль. Он уверен, что помимо экспортных рынков такая продукция будет широко востребована и на внутреннем рынке. В качестве примера он рассказал о бренде Salima, который изначально был разработан для рынков Ближнего Востока и стран СНГ с мусульманским населением, однако был хорошо воспринят представителями российского ритейла.
Руководитель группы сертификации ООО «Объединенные кондитеры» Алла Белотелкина остановилась на особенностях халяльной сертификации для кондитерских изделий. Она подчеркнула, что наличие сертификата Халяль не является 100% гарантией успеха для импортной продукции на рынках Ближнего Востока. Производителю необходимо также учитывать традиции мусульманского мира и адаптировать дизайн упаковки с учетом всех культурных особенностей.
В завершающей части семинара выступила Анна Чехомова, директор по разработке новых продуктов и услуг мaslov:agency. Она презентовала основные положения Концепции позиционирования российской шоколадной продукции для рынка Саудовской Аравии и других стран Ближнего Востока, разработанную «Агроэкспортом» совместно с отраслевыми экспертами в 2021 году, представила результаты количественных и качественных исследований потребителей в странах ССАГПЗ и дала рекомендации по позиционированию кондитерской продукции для этих рынков.
Модератором мероприятия выступил Георгий Семенов, руководитель проектов Федерального центра «Агроэкспорт».
Все материалы мероприятия будут опубликованы на сайтах «Агроэкспорта» и Института мировых аграрных рынков.