Как отметил доктор юридических наук, заместитель директора «Агроэкспорта» Дмитрий Шестаков, подобный курс проводится впервые. «Нам удалось объединить знания, которые Федеральный центр накопил за последние три года в области экспорта аграрной продукции, и опыт МГИМО в сфере преподавания основ международной торговли и международного частного права, — подчеркнул он. — В рамках лекций мы остановились на наиболее значимых и актуальных правовых вопросах, которые необходимо знать для эффективного осуществления экспорта аграрной продукции: от требований международных органов до национальных стандартов различных стран».
Программа ДПО состояла из нескольких частей. В первой — теоретической — представители «Агроэкспорта» рассказали о ключевых правовых аспектах экспорта аграрной продукции. Эксперты рассмотрели основные требования, предъявляемые компетентными ведомствами к импортируемой продукции АПК, технические регламенты и стандарты зарубежных стран и региональных объединений, а также тарифные и нетарифные барьеры, с которыми сталкиваются отечественные экспортеры при выходе на внешние рынки. Также спикеры проанализировали особенности международной торговли в современных условиях, отдельно остановившись на природе санкций и санкционной политике США и европейских стран.
Опытом реализации аграрной продукции за рубежом с участниками курса поделился коммерческий директор ООО «Липецкое мясо» Александр Стоклицкий. По его мнению, бизнесу нужно уметь выстраивать диалог с федеральными органами государственной власти. «При лоббировании своих интересов в государственных органах важно ставить общественный интерес над частным, даже если ради этого придется частично поступиться собственной выгодой», — посоветовал он. В ходе лекции спикер рассказал о различных форматах государственно-частного партнерства на примере отраслевых объединений США, Ирландии, Австралии и Германии, поддерживающих экспортеров в своих странах, а также подробно остановился на особенностях международной деловой переписки.
Во второй части программы слушатели курса применяли полученные знания на практических кейсах. Во время семинарских занятий с представителями «Агроэкспорта» они пробовали определить ввозную пошлину на поставляемую продукцию, анализировали требования, предъявляемые к продукции животного и растительного происхождения различными странами, и учились грамотно составлять международные договоры купли-продажи.
На этой неделе в МГИМО продолжится осенний цикл программ ДПО, подготовленных институтом совместно с «Агроэкспортом». Новый курс разработан для специалистов компаний АПК России, занятых в области анализа и прогнозирования аграрных рынков. Слушатели программы узнают об основах международной статистики и анализа мировой торговли, познакомятся с главными факторами, влияющими на конъюнктуру мировых аграрных рынков, а также попробуют определить точки роста российского экспорта продукции АПК.