Презентован второй выпуск Ежегодника «Мировая продовольственная безопасность и международная торговля продукцией АПК»
25 июля в Москве состоялась презентация доклада «Мировая продовольственная безопасность и международная торговля продукцией АПК 2023/24», подготовленного МГИМО, Минсельхозом России и Федеральным центром «Агроэкспорт». Ежегодный доклад, создаваемый в рамках государственной программы «Приоритет 2030», является вторым выпуском аналитического издания, посвященным ситуации на глобальном продовольственном рынке и роли России.
Модератором презентации выступил руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов. Он рассказал, что в создании Ежегодника приняло участие более 200 экспертовиз России и 18 стран. В докладе использованы данные из более чем 300 авторитетных источников информации, приведено 250 экспертных комментариев и оценок, а также более 500 интересных кейсов в различных секторах мирового АПК.
Партнерами издания стали АО «Россельхозбанк», ООО «Дальрефтранс», АПХ «Мираторг», АО «ОЗК», ПАО «Сбербанк», ГАП «Ресурс», ГК «Европак», «Агропромышленная корпорация АСТ Компани М», «Деметра-Холдинг», АО «Молвест», АО «ОХК «Уралхим» и ГК «Русский краб». Информационные партнеры – Российская газета, журнал «Агроинвестор», журнал «Поле.рф», портал и газета «Ветеринария и жизнь», медиахолдинг Fishnews, агентство Milknews, портал Oilworld.ru.
Как отметил заместитель Министра сельского хозяйства Сергей Левин, доклад был задуман как российский взгляд на глобальный мировой продовольственный рынок. Издание является первым российским экспертно-аналитическим продуктом, представляющим общий обзор текущей ситуации на мировых аграрных рынках. Авторы опирались на лучшие международные практики крупнейших научных и университетских центров. Сергей Левин выразил надежду, что второй выпуск будет иметь такой же успех, как и первое издание доклада. Он также напомнил, что публикация совместной работы планируется на регулярной основе.
Ректор МГИМО академик Анатолий Торкунов подчеркнул, что издание является флагманским проектом Института мировых аграрных рынков (ИМАР) МГИМО. «Первый Ежегодник пришелся по вкусу очень многим. Мы продолжаем работу в этом направлении, в том числе развиваем цифровую информационно-аналитическую систему, содержащую всю информацию, которая есть в справочнике и которая постоянно обновляется. Мы рассчитываем, что это будет серьезный IT-проект, и в следующем году одновременно с презентацией третьего издания ежегодника мы сможем представить и информационную систему», – поделился планами ректор.
Проректор по развитию, руководитель программы развития МГИМО Артем Мальгин отметил, что ИМАР, стартовавший шесть лет назад в качестве базовой кафедры Минсельхоза России в МГИМО, получил развитие благодаря программе «Приоритет-2030». «ИМАР – комплексная структура, которая включает подготовку кадров в бакалавриате и магистратуре, повышение квалификации для работы в сфере международной торговли аграрной продукцией, управления экспортоориентированным агробизнесом и внешнеэкономической деятельностью предприятий АПК. ИМАР работает в сетевом формате с КубГАУ и СтГАУ». Рассказав об уникальных изданиях ИМАР, Артем Мальгин анонсировал появление в сентябре концептуального учебника «Мировые аграрные рынки».
Первый Ежегодник, вышедший в 2023 году, оказался очень востребован представителями отрасли, подчеркнула первый заместитель председателя правления АО «Россельхозбанк» Ирина Жачкина. «У России обширная товарная номенклатура, экспорт которой можно развивать. Мы гордимся русской литературой, балетом, космической отраслью, атомной промышленностью, и я уверена, что в ближайшей перспективе мы так же будем гордиться и нашими продуктами питания», – заметила она.
За последние 5 лет экспорт российской продукции АПК практически удвоился, и экспорт – это знак качества российских продуктов в честной конкурентной среде, указал президент ООО «АПХ «Мираторг» Виктор Линник: «Компания «Мираторг» ежегодно расширяет ассортимент и географию поставок. Продукция пользуется высоким спросом и доверием потребителей, так как соответствует их высоким ожиданиям. Уверен, что обмен опытом — в том числе и через подобные ежегодники — поможет успешно формировать позитивное отношение местных потребителей не только к самим товарам и брендам, но и к стране-поставщику этих товаров. Положительный эффект от подобной работы для наших успехов в международной торговле сельхозпродукцией и продовольствием не заставит себя ждать».
В Ежегоднике представлен не только анализ аграрных рынков, но и обзор развития транспортно-логистических услуг. Логистика является неотъемлемой частью экспортной деятельности, акцентировал генеральный директор «Дальрефтранса» Андрей Гречкин: «В этом году в Ежегоднике довольно большой раздел посвящен логистике, где содержатся как наши материалы, так и других участников рынка. Они показывают, что российские логистические компании активно замещают ушедшие иностранные компании». Андрей Гречкин добавил, что российские операторы инвестируют в развитие флота, парка контейнеров и расширение сервисов, и призвал производителей АПК сообща работать в поиске новых направлений и ниш для российской продукции.
«Основные вызовы, с которыми столкнулась логистика в 2023 году, – переориентация торговли на страны Азии, проблемы с оплатой зарубежными партнерами, дефицит инфраструктурных мощностей Восточного полигона РЖД. Со всеми этими вызовами мы успешно справляемся в тесной кооперации государства и бизнеса, в том числе больше задействуя для отправок в Китай, Индию и другие страны порты Новороссийска, Калининграда», – в свою очередь заметил генеральный директор ООО «Европак» Людвиг Тарханьян. Среди трендов 2023 года он выделил контейнеризацию грузов: все больше экспортеров зерна, зернобобовых культур, свекловичного жома выбирают контейнеры как основное транспортное решение для отправки продукции за рубеж.
Отдельный раздел посвящен кадровому обеспечению АПК. «Экспортная деятельность стремительно развивается, и подготовка управленческих кадров в этой связи видится одной из приоритетных задач. ГАП «Ресурс», как и другие компании, сегодня реализует целый ряд программ, направленных на подготовку кадров разных уровней, в том числе в партнерстве с высшими учебными заведениями. Мы убеждены, что решение кадрового вопроса в АПК невозможно без эффективного взаимодействия государства, науки и бизнеса, и благодарны Агроэкспорту за большое внимание к этому вопросу», – отметил старший вице-президент, директор по внешним связям и GR ГАП «Ресурс» Дмитрий Антонов. ГАП «Ресурс» открыта для сотрудничества с компаниями-экспортерами и готова как делиться, так и перенимать навыки и компетенции.
«Ежегодник – это возможность получить актуальную и ценную информацию для своего долгосрочного планирования. Можно сказать, что это часть нашего гуманитарного вклада в мировой рынок зерна и продовольствия в целом, так как информация, доступная всем желающим, является ценностью и важным ресурсом», – отметила заместитель генерального директора АО «ОЗК» Ксения Боломатова. Она напомнила, что Россия 4 сезона подряд является мировым лидером в поставках пшеницы и регулярно оказывает гуманитарную помощь наиболее нуждающимся странам. Так, в конце 2023 года была осуществлена беспрецедентная гуманитарная акция по поставке 200 тыс. тонн пшеницы в 6 стран Африки.
В ближайшем будущем экспорт станет ключевой темой и для молочной отрасли, уверен президент ГК «ЭкоНива» Штефан Дюрр. И это не только привычные страны ближнего зарубежья, такие как Казахстан и Узбекистан, но и такие крупные потребители, как Китай. «Китай потребляет примерно 60 млн тонн молока в год, производит примерно 40 млн тонн. При этом в России потребление молока составляет 250 кг на человека, а в Китае – 40 кг, и они стремительно растут в потреблении. Уверен, что благодаря качеству нашей продукции, удачному географическому расположению и продуманной стратегии мы сможем достучаться до китайских потребителей», – сказал Штефан Дюрр.
Всестороннюю поддержку компаниям в экспортной работе оказывают банковские организации. Так, в ПАО «Сбербанк» команда по обслуживанию отрасли насчитывает более тысячи человек в 11 территориальных банках. «Мы к Ежегоднику присоединились, так как для нас важно формировать экспертизу в своей команде. Ежегодник войдет в состав обязательных материалов нашего корпоративного университета», – пообещала управляющий директор департамента развития корпоративного бизнеса ПАО «Сбербанк» Татьяна Крейтор. Одним из ключевых направлений развития российского экспорта продукции АПК является Индия, где с 2010 года работает филиал Сбербанка. Татьяна Крейтор рассказала о развитии сервисов индийского подразделения и доступных компаниям услугах.
Также в рамках презентации выступили управляющий партнер компании Depot, президент Ассоциации брендинговых компаний России Анна Луканина, рассказавшая о тренде на коллаборацию брендов для совместного продвижения продукции, и исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев, который посвятил выступление инструментам долгосрочного закрепления на внешних рынках.
В конце презентации Ежегодника генеральный директор ООО «Технологии Доверия – Консультирование» Михаил Магрилов озвучил результаты нового «Экспортного барометра» – опроса российских и зарубежных участников ВЭД, позволяющего определить настроения экспортеров. Исследование показало, что российские экспортеры строят долгосрочные планы и ищут новых партнеров, причем горизонт планирования за год значительно расширился.
Доклад «Мировая продовольственная безопасность и международная торговля продукцией АПК» публикуется в двух форматах – печатном и электронном. Полные версии первых двух выпусков размещены на сайте проекта.