Новости

Семь программ повышения квалификации за 2022 год

В 2022 году МГИМО и Федеральный центр «Агроэкспорт» при поддержке Минсельхоза России разработали и провели семь программ повышения квалификации в рамках реализации стратегического проекта «Институт мировых аграрных рынков» государственной программы поддержки российских университетов «Приоритет 2030». В них приняли участие сотрудники компаний АПК, логистических, страховых и финансовых организаций и слушатели, интересующиеся продвижением аграрной продукции на внешних рынках.

Первым курсом, открывшим серию программ повышения квалификации, стал семинар «Экспортная сертификация продукции АПК по правилам Халяль», который был проведен 21 июня в МГИМО. В ходе мероприятия эксперты рассмотрели ключевые тренды и перспективы развития мирового рынка халяльной продукции, выделили приоритетные страны ССАГПЗ и ЮВА для развития российского сельскохозяйственного экспорта, а также проанализировали условия и требования, которые существуют на этих рынках. Кроме того, спикеры рассказали о кейсах российских компаний по выходу на внешние рынки и поделились практическим опытом сертификации и аккредитации экспортной продукции.

Следом, 14 июля, на базе Ставропольского государственного аграрного университета прошел семинар «Экспорт АПК субъектов Российской Федерации: источники роста», посвященный развитию экспортного потенциала регионов страны. В ходе мероприятия участники изучили подходы к выявлению перспективных экспортных продуктов и целевых рынков, а также научились определять сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития экспорта продукции АПК российских регионов. Слушателями образовательной программы стали 297 человек, среди которых 140 — сотрудники различных компаний, производящих и экспортирующих продукцию АПК.

Мероприятие состояло из двух частей: лекционной и практической. В первой части слушатели познакомились с теоретическими аспектами изучения экспортного потенциала региона. Вторая часть прошла в формате деловой игры — участники смогли на практике определить перспективные направления развития экспорта продукции АПК регионов России и предложить управленческие решения, направленные на поддержку и развитие аграрной отрасли.

Затем последовала серия осенних программ ДПО. Так, 28−30 сентября прошла программа «Роль экспорта продукции АПК в развитии субъекта Российской Федерации». В рамках семинаров были рассмотрены способы организации системы внешнеэкономической деятельности в различных регионах страны и формы государственной поддержки экспорта продукции АПК. Участники курса узнали проанализировали экспортный профиль российских регионов и познакомились с наиболее успешными кейсами развития агроэкспорта в России. Курс прошли 244 специалиста, в том числе представители региональных органов управления АПК и региональных институтов развития из 46 субъектов России.

В октябре состоялась программа повышения квалификации «Аграрные субботы» для менеджеров ВЭД компаний АПК России. За 5 субботних интенсивов участники курса изучили юридические и финансовые аспекты экспортной деятельности, научились определять целевые рынки и потенциальных покупателей, а также узнали об особенностях построения экспортной стратегии и возможных рисках, влияющих на ее реализацию.
В ходе серии лекций ведущие эксперты Федерального центра «Агроэкспорт», ВОИР, АО «КЭПТ» и ООО «Ринкон Менеджмент» и представители крупнейших отечественных компаний-экспортеров, таких как ООО «Липецкое мясо», ООО «МАЙ», ГК «Дамате», ГК «Юг-Руси» и ГК «Благо» поделились практическим опытом в области правового регулирования внешнеторговых контрактов и финансовых рисках, которые ожидают компании, начинающие экспорт продукции АПК. Помимо этого, они подробно описали системы поддержки экспортеров, действующие в России и за рубежом. Программу повышения квалификации прошли почти 300 участников.

10−12 ноября состоялась программа повышения квалификации «Актуальные вопросы правового регулирования экспорта продукции АПК». Обучение прошли более 190 специалистов компаний АПК России, занятых в области обеспечения правовой поддержки и сертификации продукции, поставляемой на зарубежные рынки сбыта, а также осуществляющих взаимодействие с контрольно-надзорными органами различных стран.

В первой части программы — теоретической — эксперты рассказали о ключевых правовых аспектах экспорта аграрной продукции. Были рассмотрены основные требования, предъявляемые компетентными ведомствами к импортируемой продукции АПК, технические регламенты и стандарты зарубежных стран и региональных объединений, а также тарифные и нетарифные барьеры, с которыми сталкиваются отечественные экспортеры. Кроме того, спикеры проанализировали особенности международной торговли в современных условиях, отдельно остановившись на природе санкций и санкционной политике США и европейских стран.

Во второй части курса слушатели курса смогли применить полученные знания на практических кейсах. В ходе семинарских занятий определили ввозную пошлину на поставляемую продукцию, проанализировали требования, предъявляемые к продукции животного и растительного происхождения различными странами, и научились грамотно составлять международные договоры купли-продажи.

17−19 ноября прошла программа повышения квалификации «Прикладная аналитика мировых аграрных рынков», в которой приняли участие более 180 специалистов компаний АПК России, занятых в области анализа и прогнозирования аграрных рынков. В ходе курса эксперты подробно рассмотрели ключевые источники информации о внешней торговле, причины продуктовой инфляции и скачков мировых цен, а также объяснили, как построена система международной статистики и какие организации занимаются анализом данных.

В рамках практической части программы слушатели научились анализировать полученные в открытых источниках данные. Отдельное внимание было уделено исследованию наиболее перспективных для поставок российской продукции регионов — стран Персидского залива и Восточной Азии. Участники получили возможность самостоятельно проанализировать эти рынки по изученной схеме.

В ноябре — декабре была реализована программа повышения квалификации «Маркетинг в международной торговле продукцией АПК». Среди слушателей более 180 специалистов компаний АПК России и сотрудников, занимающихся продвижением российской продукции. В рамках учебного курса были рассмотрены роль маркетинга в развитии экспорта продукции АПК, результаты маркетинговых исследований на экспортных рынках и этапы разработки стратегии продвижения. Участники узнали все тонкости построения международного бренда и реализации маркетинговой стратегии. Программа завершилась лекцией, посвященной изучению успешных кейсов из российской и зарубежной практики.
Программы ДПО Мероприятия