Программу открыл руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов. Он подчеркнул необходимость развития экспортной составляющей АПК как одного из ключевых направлений, стимулирующих аграрные предприятия к развитию, производству качественной продукции и трансферу технологий. «За последние двадцать лет наша страна прошла путь от одного из крупнейших импортеров продукции до ведущего поставщика таких сельскохозяйственных продуктов, как пшеница, ячмень, подсолнечное и рапсовое масло, рыба. Сегодня Россия входит в двадцатку крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции, поднявшись в мировом рейтинге стран-экспортеров продукции АПК с 47 на 18 место. Из двадцати крупнейших экспортеров мировой продукции Россия показала самые высокие темпы роста — 11%».
Директор Департамента международного сотрудничества и развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России Максим Маркович в своей лекции уделил особое внимание системе стратегического планирования в России. В частности, он остановился на ключевых особенностях федерального проекта «Экспорт продукции АПК» и декомпозиции целевых показателей на региональном уровне. «От результатов каждого региона зависит успех реализации всего федерального проекта. В 2017—2021 годах все плановые показатели перевыполнялись. Наибольший прирост наблюдался по экспорту масложировой и мясомолочной продукции. По отдельным направлениям прирост экспортной выручки в 2021 году относительно 2019 года превысил 78%».
В завершении первого лекционного дня выступила Анастасия Михайлова, директор по коммуникациям ПАО «Группа Черкизово», которая рассказала, какие экспортные рынки сейчас для компании являются наиболее приоритетными, и какая продукция сегодня пользуется спросом. «Экспорт — одно из перспективных направлений развития нашей компании. В настоящее время доля экспортных продаж составляет практически 10% от общей выручки, хотя еще пять лет назад этот показатель был около 3%. Крупнейшим для нас рынком является Китай, куда мы преимущественно поставляем куриные лапы, пользующиеся большим спросом. Второй и третий рынок — это Саудовская Аравия и Вьетнам. Помимо этого, мы наращиваем экспорт в страны СНГ и Африки».
Спикерами первого дня курса также стали Георгий Семенов, руководитель проектов «Агроэкспорта», рассказавший о стадиях жизненного цикла экспортного продукта, и Виталий Нагалин, начальник Управления отраслевого развития «Агроэкспорта», который уделил внимание стратегическим проектам в сфере экспорта аграрной продукции.
Курс лекций продлится до 30 сентября. На протяжении оставшихся двух дней участники программы узнают о возможностях поддержки экспорта продукции АПК на федеральном и региональном уровнях, проанализируют экспортный профиль российских регионов, а также познакомятся с наиболее успешными кейсами развития агроэкспорта в России.