Новости

В МГИМО рассмотрели перспективные направления экспорта продукции АПК

С 23 по 25 ноября в МГИМО прошла программа повышения квалификации «Перспективные рынки: региональные особенности организации экспортных поставок продукции АПК». Курс подготовлен МГИМО и федеральным центром «Агроэкспорт» при поддержке Минсельхоза России в рамках реализации стратегического проекта МГИМО «Институт мировых аграрных рынков» государственной программы поддержки российских университетов «Приоритет 2030». В ходе программы слушатели познакомились с инструментами формирования экспортной стратегии и особенностями работы на рынках стран Африки, Ближнего Востока, Средней Азии и Юго-Восточной Азии, а также узнали успешные кейсы выхода на рынки этих стран.

С вводной лекцией выступил Дмитрий Краснов, руководитель Федерального центра «Агроэкспорт», который проанализировал структуру российского продовольственного экспорта. «На сегодняшний день доля переработанной продукции в экспорте составляет 43-44%. Это высокая доля, и за последние годы она увеличилась на 10%. Но если говорить о товарах, которые попадают на полку и идут непосредственно потребителю, то мы продаем такой продукции существенно меньше, чем могли бы», — отметил он. В то же время, по его словам, чем сложнее продукция, тем выше конкуренция и больше интеллектуальной составляющей в экспортной деятельности. Речь идет прежде всего о хорошем знании зарубежного рынка и специфики продвижения, а также необходимости разработки эффективных маркетинговых и коммуникационных кампаний.

Лучше узнать особенности перспективных направлений помогают программы повышения квалификации, проводимые в рамках ИМАР, отметил заместитель директора «Агроэкспорта» Андрей Кучеров. «Для того, чтобы заниматься экспортной деятельностью, недостаточно изучать страну только через призму анализа макроэкономических показателей. Важно понимать и разбираться в культурных особенностях, а также знать негласные правила функционирования этого рынка. Цель программы — рассказать о ключевых перспективных направлениях развития экспорта глазами практиков: людей, которые представляют компании, осуществляющие торговую деятельность, работают на государственной или дипломатической службе или являются глубокими страновыми экспертами», — добавил он.

О том, как подходить к изучению зарубежных рынков и международной маркетинговой среды, рассказала начальник управления развития внешнеторговых связей «Агроэкспорта» Алеся Ефремова. «Одним из важных условий выхода на внешний рынок является понимание того, в какой среде вы будете работать, кто конкуренты, какая складывается экономическая, политическая, демографическая ситуация. Только исходя из этого можно планировать выстраивать экспортную стратегию и коммуникационную политику», — подчеркнула она. Спикер перечислила основные элементы международной маркетинговой среды, а также привела успешные и неудачные примеры выстраивания компаниями коммуникаций с зарубежными покупателями и партнерами.

Программа ДПО длилась три дня и состояла из нескольких тематических блоков, в рамках которых эксперты-теоретики и практики разбирали наиболее перспективные направления для экспорта продукции АПК. Так, первый блок был посвящен изучению особенностей продовольственного рынка стран Африки. Опытом работы в этом регионе поделились представители Национального союза птицеводов, ООО «Стреда Консалтинг», ГК «Молград», «Технологии Доверия», Национальной продовольственной компании буферных запасов Ганы и ангольской компании Noble Group SA. Во втором блоке эксперты-практики из Торгпредства России в ОАЭ и PAVOROSSI сделали акцент на специфике рынков Ближнего Востока на примере Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии.

В ходе завершающего блока обсуждались успешные практики выхода на рынки стран Азии. В частности, представитель ГК «Благо» поделился опытом работы в Средней Азии, а торгпред России в Индонезии сделал обзор продовольственного рынках стран АТР. В свою очередь эксперты из ООО «Белевская кондитерская компания» рассказали о специфике Китая, спикер из ПАО «Группа Черкизово» — об особенностях Вьетнама, а представитель Минсельхоза России в Малайзии — о характеристиках малазийского рынка.

Спикерами курса также выступили представители «Ринкон Менеджмент», CONDTROL, МГУ им. М.В. Ломоносова и СКОЛКОВО.

По итогам курса было проведено финальное тестирование. Слушатели, успешно прошедшие его, получат удостоверения о повышении квалификации МГИМО.

Программы ДПО Мероприятия