Новости

Аграрные субботы: риски экспортной деятельности

22 октября в МГИМО прошел четвертый день лекций в рамках программы повышения квалификации для менеджеров ВЭД аграрных компаний. Курс подготовлен Федеральным центром «Агроэкспорт» и МГИМО при поддержке Минсельхоза России в рамках реализации стратегического проекта МГИМО «Институт мировых аграрных рынков» государственной программы поддержки российских университетов «Приоритет 2030».

Аграрная суббота началась с лекции о построении стратегии экспортной деятельности. Виталий Нагалин, начальник управления отраслевого развития Федерального центра «Агроэкспорт», отметил, что одним из важных инструментов развития экспорта является разработка экспортных инвестиционных проектов. Он рассказал, в чем состоят особенности экспортоориентированных мероприятий и какие существуют подходы к их планированию. В свою очередь Алексей Панкратов, начальник отдела развития инвестиционного потенциала и экспортной инфраструктуры, подробно описал типовую структуру бизнес-плана инвестиционного проекта и перечислил основные виды рисков, влияющих на его реализацию. «Для предупреждения рисков важно проводить анализ финансово-экономической модели проекта — насколько она устойчива и адаптивна к изменениям внешней среды», — рекомендует он.

Одним из ключевых этапов развития экспортной деятельности является грамотное формирование команды, считают Ирина Лаптева, заместитель директора «Агроэкспорта», и Нина Мазурова, начальник управления организационного развития. Они рассказали, какие сотрудники нужны компаниям для развития экспорта и какими компетенциями они должны обладать. «Сейчас на рынке преобладает тенденция на универсализм, когда один человек может совмещать разные роли: и аналитика, и закупщика, и логиста, и маркетолога. Однако подобный специалист не всегда может быть полезен компании. Если вы занимаетесь наймом, то очень четко изучайте компетенции, которыми обладают соискатели», — советует Ирина Лаптева. Вторая часть лекции была посвящена факторам, влияющим на эффективность работы команды. Заместитель директора «Агроэкспорта» описала различные модели лидерства, а также назвала основные проблемы, встречающиеся в коллективах.

Сергей Оганов, гендиректор ООО «Липецкое мясо», на примере собственной компании перечислил виды рисков, с которыми может столкнуться предприятие, начавшее экспорт продукции. По мнению эксперта, нарушение логистических цепочек поставок представляет собой один из главных рисков для компании-экспортера. «Основное решение проблем с логистикой — это выстраивание собственных транспортных путей. Для компании, экспортирующей большие объемы продукции, собственная логистика выступает хорошей страховкой», — считает Сергей Оганов.

Евгений Зайцев, начальник аналитического управления «Агроэкспорта», также затронул тему логистических рисков. Он подробно описал основные способы транспортировки продукции, выделив их достоинства и недостатки. В настоящее время точкой роста агрологистики является контейнеризация сельскохозяйственных грузов, считает эксперт. «Особенно это важно учитывать российским экспортерам, которые стремятся выйти на азиатские рынки, где более 20% импорта осуществляется именно таким способом», — посоветовал он. Отдельно Евгений Зайцев остановился на ключевых логистических маршрутах и влиянии западных санкций на устойчивость цепочек поставок продукции АПК.

С завершающей лекцией в четвертую аграрную субботу выступал Эльдар Саттаров, директор по экспорту ГК «Дамате», который выделил шесть типов рисков, возникающих в процессе управления экспортной деятельностью. «Наиболее значимыми вызовами, с которыми столкнулись российские компании-экспортеры в 2022 году, являются логистические и финансовые проблемы, в частности нарушение логистических маршрутов и падение курса доллара», — считает эксперт. Он рассказал слушателям, как группа компаний «Дамате» преодолевает эти сложности, и дал несколько рекомендаций по началу экспортной деятельности.

В следующую субботу участников программы ждет последний лекционный день. Слушатели подробнее узнают о юридических и финансовых аспектах экспорта, изучат государственные инструменты поддержки, а также познакомятся с кейсами компаний, экспортирующих продукцию за рубеж.
Программы ДПО Мероприятия